15 сентября (3 сентября по старому стилю) 1812 года.
Пожары, начавшиеся в Москве поздно вечером накануне, 15 (3) сентября 1812 года, продолжались. В разных местах города вспыхивали новые пожары.
Армия генерал-фельдмаршала светлейшего князя Голенищева-Кутузова в этот день никаких движений не предпринимала, а оставалась на прежнем месте у деревни Панки. Части арьергарда генерала Милорадовича и отставшие подразделения армии собирались у этого селения.
10-й польский гусарский полк полковника Уминского, из авангарда короля Неаполитанского маршала Мюрата, вступил в Москву. Неприятельские кавалеристы смешались с последними выходящими из города русскими частями и обозами, но стычек между ними не было.
4-й армейский корпус вице-короля Итальянского Евгения Богарне оставил деревню Черепково и вошел в Москву по Петербургской дороге. Передовые части корпуса сообщают о пожарах в городе.
Из Кремля по приближавшимся французам был открыт ружейный огонь. Французские солдаты развернули пушку и с помощью двух залпов выбили этих защитников Кремля со стен. Об их численности и судьбе ничего неизвестно. Назначенный Наполеоном накануне временный губернатор Москвы генерал Дюронель въехал в город.
Французский император Наполеон в сопровождение свиты въехал в Москву в 11 часов дня 15 (3) сентября 1812 года. Главной своей квартирой он выбрал Кремль. Тем временем пожары в городе разгорались все сильнее. Французы обнаружили, что все средства тушения, коими располагала городская пожарная служба вывезены из города по приказу губернатора Москвы графа Ростопчина.
В Москве, по разным данным, было оставлено от 8 до 20 тысяч раненых солдат и офицеров русской армии.
В руки неприятеля попали 156 орудий разного калибра; более 80 тысяч единиц ручного огнестрельного оружия, половина из которого было в неисправном состоянии; более 60 тысяч палашей, сабель и тесаков; 20 тысяч пудов пороха; 27 тысяч артиллерийских снарядов и на 2,5 миллиона рублей различного воинского имущества и провиантских запасов. Такие данные приведены в отчете артиллерийского департамент российского Военного министерства.
Генерал-фельдмаршал князь Кутузов 15 (3) сентября издал приказ по армиям о наведении порядка в обозах:
«Для прекращения всех неустройств по обозам и мародерства назначается генерал-лейтенант Гессе; под его повелением должен быть и конвой главной квартиры и все, что к тому принадлежит… По его повелениям должны быть разобраны обозы. Он учредит таким образом, что, отделя милиционный обоз, из которого, отобрав лишнее, обратит в пустые армейские подводы и оставит только нужное. Казачьи коши осмотреть весьма строго, потребовав на то к себе донского чиновника. Регулярных полков обозы привесть в такое положение, чтобы состояло в них только то, что иметь предписано, а с сим вместе и объявляется по всей армии, что те, которые имеют продажных лошадей для кавалерии и артиллерии, представляли бы в главное дежурство 1-й армии, за которые требуемые деньги тотчас заплочены будут…»
Кутузов наделил генерал-лейтенанта Гессе властью «всякого мародера, которого бы нашел в сопротивлении, расстрелять на месте».
Начальник арьергарда армии генерал Милорадович получил предписание от главнокомандующего князя Кутузова усилить охранения и держать дистанцию с основными силами армии. Также предписывалось Милорадовичу «иметь непрерывную коммуникацию с Винценгероде, находящимся на Владимирской дороге…». Присоединившемуся накануне к арьергарду казачьему отряду генерал-майора Карпова 2-го предписывалось наблюдать за дорогой на левом фланге арьергарда.
Письмо М.И. Кутузова генерал-майору Ф.Ф. Винценгероде о прикрытии дороги на Клин и Тверь в связи с планом перехода армии на калужскую дорогу.
Главнокомандующий Кутузов намеревался на следующий день совершить переход по Рязанской дороге, и далее вторым переходом выйти на Тульскую, а оттуда на Калужскую дорогу на Подольск. Об этом он указал в письме генерал-адъютанту барону Винценгероде от 15 (3) сентября. «Сим движением я намерен привлечь все внимание неприятеля на свою армию, угрожая его тылу. Подольск – такой пункт, где я надеюсь найти позицию и получить подкрепления, и откуда я смогу высылать партии на Можайскую дорогу. Постараюсь задержаться в Подольске 3-4 дня».
Винценгероде получил указание главнокомандующего перекрыть дороги на Клин или на Тверь, оставив на Ярославской дороге один казачий полк, который должен ежедневно слать донесения в Ярославль и поддерживать сообщения с казачьим постом основной армии в Покрове по Владимирской дороге. Также Кутузов сообщил, что Изюмский гусарский полк, отставший от арьергарда Милорадовича накануне, поступает в распоряжение барона Винценгероде.
В этот же день, исполняя данный приказ, отряд Винцингероде численностью 3200 человек регулярной и иррегулярной кавалерии отступил через предместье Москвы к деревне Тарасовке на Ярославской дороге.
Стычка Казанских драгун из отряда барона Винценгероде с неприятелем 15 (3) сентября. Поручик Лазовский из Казанского драгунского полка из Отдельного (партизанского) отряда барона Винценгероде был послан с партией из 60 человек для проведения разведки и наткнулся на два неприятельских эскадрона. Драгуны атаковали противника и рассеяли его, в плен были взяты 53 неприятельских солдата. За это дело Поручик Лазовский был пожалован орденом святого Владимира 4-й степени с бантом.
Диспозиция 1-й и 2-й Западным армиям на 4 сентября 1812 года к переходу до Боровского перевоза.
1-я и 2-я армия выступают в [в документе час не указан] часа пополуночи по Рязанской дороге к Боровскому мосту.
1-я или правая колонна, под командою г[енерала] от инфантерии Дохтурова, состоит из 2-й кирасирской дивизии, 5-го, 6-го и 8-го корпусов и 4-го кавалерийского, идет по большой Рязанской дороге, чрез деревни Сатовку, Жилину, Балятину, Островцы на мост, на реке Москве находящийся, где, переправясь, располагаются лагерем.
2-я или левая колонна, под командою генерал-лейтенанта Уварова, состоит из 1-й кирасирской [дивизии], 3-го, 2-го и 4-го [пе¬хотных], 1-го, 2-го и 3-го кавалерийских [корпусов], идет чрез деревни Пехру и Верею подле мельницы, на учрежденной понтонной мост, которой перейдя, располагаются лагерем.
Квартиргеров отправить немедленно в деревню Кулакову, где явиться к подполковнику Хоментовскому для получения лагерного места. Главная квартира быть имеет в деревне Кулакове.
Весь обоз армии немедленно отправить до города Бронницы. Обозы помещиков идут по Касимовской и Каширской дорогам.
Начальник главного штаба генерал-майор Ермолов.
Главнокомандующий Кутузов направил командующему отельным корпусом графу генерал-лейтенанту Витгенштейну 15 (3) сентября письмо, в котором сообщил об отправке к нему подкреплений.
«Рапорт ваш под № 123 я получил. Видев недостаток, у вас в казаках имеющийся, и не имея способа отделить к вам пока от действующих армий, предписал я на первый случай прибывший к Нижнему Новугороду 29 августа Башкирский полк к вам направить, равно и имеющий туда прибыть один Уральский из Оренбурга к 20 сентябрю и два Башкирских к 30 того же месяца к вам сии послать и сверх того возьму все средства для усиления вашего сиятельства к похвальным действиям вашим. Сверх того восемь же батальонов под командою полковника Жемчужникова к вам уже отправлены».
Кроме указанных в сообщении Кутузова войск 15 (3) сентября на соединеие с корпусом генерал-лейтенанта Витгенштейна выступила 1-я колонна Санкт-Петербургского ополчения под командованием сенатора Бибикова.
Бой отряда из корпуса Эртеля у местечка Горбачевичи.
Отряд из отдельного корпуса генерал-лейтенант Эртеля 15 (3) сентября продолжает преследовать неприятеля из 17-ой польской пехотной дивизии генерала Добровского у Бобруйска. В 6 верстах от местечка Горбачевичи авангард отряда был встречен неприятельской пехотой и двумя орудиями под командованием генерал Дзивановского. Авангард русского отряда рассыпался по флангам в лес, а основные силы пошли вперед и опрокинули неприятеля. Наступившая ночь спасла противника от полного истребления.
***
9-й армейский корпус армии Наполеона под командованием маршала Виктора прибыл в Минск.
События дня минувшего 14 (2) сентября 1812 года.
Источники:
1. Генерал-майор М. Богданович “История Отечественной войны 1812 года по достоверным источникам”, Санкт-Петербург, 1859 год. Том 2.
2. М.И. Кутузов. Сборник документов. Т. 4. Ч. 1. М., 1954
Материал подготовил обозреватель Александр Лир.
{loadposition zakladki} {loadposition yandex} {loadposition diradv1}