2 сентября (21 августа по старому стилю) 1812 года.
Главная армия под командованием генерала от инфантерии светлейшего князя Голенищева-Кутузова заняла позицию при Колоцком Монастыре. Войска 1-ой и 2-ой армии получи диспозицию на следующий день – 3 сентября (22 августа) для перехода к селу Бородино.
1-я и 2-я армии выступают из теперешнего их расположения тремя колоннами к селу Бородину в 5 часов пополуночи следующим порядком:
1-я или правая колонна, состоящая из армии князя Багратиона, идет проселочною дорогою от монастыря Колоцкого чрез село Рожество, Ельну, деревню Шевардину, Алексинку, до села Бородина – 12 верст.
2-я или средняя колонна, под командою генерала от инфантерии Дохтурова, состоящая из корпусов 5-го, 3-го и 6-го, идет правым флангом по большой почтовой дороге от местечка Колоцкого чрез деревни Акиншину, Валуеву, до села Бородина – 10 1/2 верст.
3-я или левая колонна, под командою генерала Милорадовича, состоящая из корпусов 2-го, 4-го, идет правым флангом по проселочной дороге от местечка Колоцкого чрез Просолову, Ермееву, до села Бородина – 13 1/2 верст.
Артиллерия сих армий идет по большой почтовой дороге от монастыря Колоцкого до села Бородино и выступает в 2 часа пополуночи.
Кавалерийские корпуса остаются по-прежнему в подкрепление арьергарда. Квартермистры и квартирьеры на рассвете должны, в селе Бородине, явиться к подполковнику Нейдгарту для принятия лагерных мест.
Главная квартира имеет быть в селе Бородине.
Подлинный подписал: начальник главного штаба генерал-майор Ермолов.
Действия центрального арьергарда генерала Коновницина между деревнями Полениково и Дурыкино.
Главные силы 1-й и 2-й Западных армий 2 сентября (21 августа) отступили от села Дурыкино к Колоцкому монастырю двумя параллельными колоннами: 1-я Западная армия – по новой Смоленской дороге, 2-я Западная армия – по старой Смоленской дороге через деревни Барыши, Калужское, Дьяково, Строгово, Бараново и Золотилово.
В пять часов пополуночи 2 сентября (21 августа) командир центрального арьергарда 1-ой Западной армия генерал-лейтенант Коновницын донес из деревни Полениково (Поляниново) князю Багратиону следующее:
«Его светлость главнокомандующий армиями князь Голенищев-Кутузов предписал мне, дабы с арьергардом держался долее и что для армии нужно четыре часа времени. Вследствие чего сделано от меня следующее распоряжение. Часть арьергарда с пехотою и кавалериею заняла позицию, хотя не довольно выгодную, при селении Полянинове, но будет держаться сколько можно. Другая часть отойдет за 3 или 4 версты и займет там другую позицию. Ежели с первой позиции буду сбит, перейду на вторую и стану там держаться до самой крайности. Согласно сему, приказано было от меня и генерал-майору графу Сиверсу, дабы он, удерживая левый фланг арьергарда, со всем усилием держался с арьергардом моим на одной высоте. Получив повеление вашего сиятельства, дабы генерал-майор граф Сивере, согласно воле вашей, удержал позицию при Колесниках и сам буду при Полянинове держаться также. Я буду также, если надобность потребует, подкреплять генерал-майора графа Сиверса».
Подробности о боевых столкновениях центрального арьергарда генерал-лейтенанта Коновницына в этот день неизвестны. Известно лишь о потерях, понесенных полками центрального арьергарда. В Черниговском драгунском полку, в деле 2 сентября (21 августа), при отступлении к деревне Поляниновой пропали без вести 3 рядовых и убиты 5 лошадей, и в Польском уланском полку пропали без вести 4 музыканта и 1 рядовой.
Бой арьергарда генерал-майора Сиверса 1-го при деревне Колесники на старой Московско-Смоленской дороге.
Накануне казачий отряд генерал-майора Карпова 2-го, входивший в состав арьергарда 2-ой Западной армии, под началом генерала графа Сиверса 1-го, не смотря на полученное подкрепление (Ахтырский гусарский полк), не мог удержать позицию у деревни Колесники и вечером 1 сентября (20 августа) вынужден был отступить.
В создавшемся положении арьергард генерала Сиверса 1-го не мог уже «держаться со всем усилием на одной высоте» с центральным арьергардом Коновницына. Князь Багратион, недовольный оставлением деревни Колесники, приказал графу Сиверсу 1-му снова занять эту деревню.
Ранним утром 2 сентября (21 августа) граф Сиверс 1-й предпринял несколько попыток овладеть деревней Колесники, но безрезультатно. И в 6 часов утра «из лагеря» (с бивака) при селении Батюшкине он направил рапорт князю Багратиону:
«Получив чрез прапорщика Гевлича письменно от начальника Генерального штаба объявление неудовольствия вашего сиятельства на меня, что последовало с моей стороны отступление против предположения вашего сиятельства, я сделал распоряжение со всем моим отрядом идти опять вперед в Колесники – место, которое мною с казачьими полками и с некоторыми подкреплениями с истинным усердием для пользы службы неприятелю оспоримо было, которого принудил я остановиться своими форпостами на высотах впереди Колесник до полуторы версты.
Сегодня же поутру, получив приказ командующего обще арьергардами генерал-лейтенанта Коновницына, в котором предписывает мне с отрядом по моей дороге содействовать его действиям при селении Поляниновой, где передовая часть его арьергарда, я с моим отрядом, дабы быть в линии с селением Поляниновой, остановлюсь не доходя до Колесников верст за шесть и в коммуникации с генерал-лейтенантом Коновницыным буду соображать мои с его движениями. Так как он часть своего арьергарда отправил назад до деревни Шулявой для занятая позиции и по предстоящей мне дороге места чрезвычайно лесисты, то я шесть орудий конной артиллерии под прикрытием двух эскадронов Ахтырского гусарского полка оставил при селении Батюшкино, а два полка драгунские, Киевский и Новороссийский, под командою полковника Эммануеля, в сходственность повеления вашего сиятельства, отправил я чрез Дурыкино вслед за 2-ю армиею, к которой присоединятся, но с тем предписанием полковнику Эммануэлю, что ежели случатся весьма открытые места, удобные для действия кавалерии, остановиться, так как я не имею при себе более, как Ахтырский гусарский полк».
В 10 часов утра 2 сентября (21 августа) генерал граф Сиверс 1-й отправил новый рапорт князю Багратиону:
«Я с отрядом нахожусь при селении Поноскове. Сейчас от аванпостов уведомлен, что неприятель наступает. Имея у себя три полка егерские и полк Ахтырский гусарский, оставил при Батюшкове 4 орудия и 2 эскадрона. Не знаю, будут ли от генерал-лейтенанта Коновницына два или три полка пехотные. Он мне дает знать, что нужно только сегодня удержаться при Дурыкине и я не нахожу удобным дурными дорогами поздно заходить в позднее время. Впрочем, исполню все, что возможно».
Отряд полковника Эммануэля 2 сентября (21 августа) не присоединился ко 2-й Западной армии и остался для подкрепления арьергарда генерала Сиверса 1-го, о чем полковник Эммануэль сообщил в своем донесении из села Барыши генералу князю Багратиону:
«Генерал-майор граф Сиверс в повелении своем сего августа от 21 -го числа предписал мне следовать с вверенными мне Киевским и Новороссийским драгунскими полками ко 2-й Западной армии чрез Дуриково, но если бы по сему тракту нашлись открытые места, где кавалериею действовать удобно, там и остановиться и донести о сем вашему сиятельству. Во исполнение сего, найдя открытое удобное место для действия кавалериею по дороге, ведущей от Дурикова, во ожидании арьергарда, остановился, о чем вашему сиятельству донести честь имею».
Бои и стычки арьергарда барона Крейца при деревне Журавлево и при селе Тески.
Правый (северный) арьергард 1-ой Западной армии (или «отряд правого фланга») под началом генерал-майора барона Крейца 2 сентября (21 августа) у деревни Журавлево «с пехотою неприятеля имел дело, которую не допустил занять оспариваемую деревню».
Кроме того, в формулярных списках офицеров и урядников состоявшего в арьергарде барона Крейца Донского казачьего подполковника Андреянова 2-го полка имеются записи, что этот полк «был в деле 2 сентября (21 августа) недалеко селения Тески».
О потерях арьергарда барона Крейца в этот день известно мало. Сообщается только, что у деревни Журавлево, во время стычки, в Сибирском драгунском полку убито 8 лошадей.
Дело казаков из корпуса генерал-лейтенанта Эртеля при местечке Лафа Минской губернии.
Отряд казаков из 2-го резервного корпуса генерал-лейтенанта Эртеля вступил в столкновение с неприятелем у местечка Лафа минской губернии. Об этом бое известно мало. Известно лишь, что казаки из Донского полковника Исаева 2-го полка «2 сентября (21 августа) участвовали в деле при местечке Лафа».
События дня минувшего 1 сентября (20августа) 1812 года.
Источники:
1. Генерал-майор М. Богданович “История Отечественной войны 1812 года по достоверным источникам”, Санкт-Петербург, 1859 год. Том 1.
2. Боевой календарь-ежедневник Отечественной войны 1812 года. Часть 1. Составитель Н.П. Поликарпов. Москва. 1913 год.
3. М.И. Кутузов. Сборник документов. Т. 4. Ч. 1. М., 1954г.
Материал подготовил обозреватель Александр Лир.
{loadposition zakladki}
{loadposition yandex}
{loadposition diradv1}