29 июня (17 июня по старому стилю)
Части наполеоновской армии в составе 5-го армейского (польского) корпуса князя Понятовского и 8-го армейского (вестфальского) корпуса генерала Вандамма заняли Гродно, из которого ночью отошли отряды атамана Платова.
В захваченный накануне Вильно, вошли главные силы наполеоновской армии. Наполеон расположил свою главную квартиру в том же доме, где жил русский Император.
6-ой пехотный корпус генерала Дохтурова, отступавший на Ольшаны в ночь с 28 (16) на 29 (17) июня получил приказ из главной квартиры через адъютанта Сеславина – прибыть в село Большие Солечинки. Посланные для разведки дозоры обнаружили французов на всех путях, ведущих на соединение с главными силами 1-ой Западной армии, что вынудило командира корпуса генерала Дохтурова искать пути соединения со 2-ой Западной армией князя Багратиона.
Корпус Дохтурова начал движение в направлении на Дзевенишки – Ольшаны – Воложин, фактически окруженный со всех сторон войсками неприятеля.
3-й резервный кавалерийский корпус графа Палена 3-го двигался из района Ольшан на Сморгонь.
Основные силы 1-го пехотного корпуса графа Витгенштейна продолжали отход от Вилькомира. К ним присоединились отряд Властова и обозы Тельшевского и Шавельского магазинов. Движение войск и обозов было затрудненно испортившейся погодой.
Арьергардный бой при городе Ошмяны и при местечке Нарбутовщизна.
Арьергард первой колонны 6-го пехотного корпуса двигался в составе Иркутского и Сибирского драгунских полков, Польского уланского полка и двух эскадронов Мариупольского гусарского полка. Командовал арьергардом шеф Сибирского драгунского полка полковник барон Крейц.
На рассвете 29 (17) июня арьергард Крейца подошел к Ошмянам и обнаружил город занятый французами. Воспользовавшись тем, что неприятель не ожидал появления русских сил, Крейц приказал атаковать и выбил французов из Ошмян. При этой атаке удалось взять несколько пленных, а так же освободить русских пленных, захваченных французами на Виленской дороге.
Драгуны из Сибирского и Иркутского полков заняли позиции за Ошмянами по дороге из города в местечко Сморгонь, а Мариупольские гусары были выдвинуты на аванпосты на дорогу со стороны Вильно. Основные силы барон Крейц расположил в Ошмянах, на дороге ведущей из города к Сморгони. Для предотвращения быстрого прорыва французов через Ошмяны в направлении Сморгони Крейц приказал завалить бревнами дорогу выходящую из города. Это должно было дать возможность войскам 3-го резервного кавалерийского корпуса графа Палена выйти к Сморгони быстрее французов.
Два эскадрона Мариупольских гусар, находящихся на аванпостах на Виленской дороге получили приказ полковника Крейца, в случае подхода больших сил неприятеля отступать не по дороге к Сморгони, а идти левее к Нарбутовщизне, находящейся в 15 верстах от Ошмян, где они смогут соединиться с драгунами из Сибирского и Иркутского полков.
Французская кавалерия сбила аванпосты Мариупольских гусар и они отошли к деревне Нарбутовщизна, преследуемые неприятелем. Одновременно французская пехота и кавалеристы из 9-го польского уланского полка атаковали Иркутский и Сибирский драгунские полки. Другая часть неприятельской пехоты обошла Ошмяны и направилась к лесу, находящемуся в трех верстах позади позиций Сибирских драгун.
Видя движение неприятеля, барон Крейц приказал поручику Сибирского драгунского полка барону Оффенбергу 2-му с одним эскадроном занять лес, а сам с основными силам драгунских полков сдерживал неприятеля у выхода из города Ошмяны, контратакуя его поэскадронно три раза, при этом отходя к лесу. В этих сшибках драгуны захватили в плен штаб-офицера и 40 нижних чинов.
Французы преследовали отходящий отряд барона Крейца до Нарбутовщизны, где они соединились с Польским уланским полком и двумя эскадронами Мариупольских гусар, и перейдя за речку разобрали мост. До самой темноты шла перестрелка через реку с французскими фланкерами.
Ночью, получив известие о прибытии в Сморгонь 3-го резервного кавалерийского корпуса, отряд барона Крейца отошел и соединился войсками корпуса графа Палена. В этот день особенно отличился поручик барон Оффенберг 2-й из Сибирского драгунского полка.
Потери отряда барона Крейца 29 (17) июня в арьергардном бою при Ошмянах и Нарбутовщизне были следующие: в Сибирском драгунском полку: убиты – доктор, коллежский асессор Гартог, младший лекарь Рущинский, 4 рядовых, 8 лошадей; без вести пропали: 1 унтер-офицер, 8 рядовых, 9 лошадей. В Иркутском драгунском полку убиты – 1 унтер-офицер, 1 рядовой; без вести пропали: прапорщик Ланько 2-й, 1 унтер-офицер, 4 рядовых, 1 лошадь. В Польском уланском полку: убиты – 1 трубач, 3 рядовых; без вести пропали: 2 унтер-офицера, 14 рядовых, 19 лошадей. Общие потери в людях составили 41 человек.
Стычка обоза Иркутского драгунского полка с французами в Ошмянах.
Иркутский драгунский полк, когда выступал из местечка Липнишек к Ошмянам, оставил там команду, под началом прапорщика Вербицкого для обеспечения доставки к полку провианта и фуража, которые полк выступая не успевал взять с собой. Эта команда проходя через город Ошмяны столкнулась с французским отрядом, в этой стычке были из Иркутского драгунского полка были убиты: 1 унтер-офицер, 1 рядовой, а так же пропали без вести 4 нестроевых нижних чина и 1 лошадь.
Нападение французов на инвалидную роту в Поневеже.
Подвижная инвалидная 27-я рота для обслуживания полевых госпиталей и лазаретов 1-го пехотного корпуса, состоявшая из неспособных к полевой службе нижних чинов находилась в городе Поневеж той же губернии.
Ночью 29 июня французский отряд ворвался в Поневеж и перебил часть инвалидной роты, а остальных захватил в плен вместе с командиром, поручиком Лавизом, и со всеми казенными вещами. Спастись и пробраться к своим войскам смогли только прапорщик Новиков и три рядовых. Все остальные чины были или убиты или пропали без вести. (в августе 1813 года, во время заграничного похода русской армии, к нашим войскам присоединились вышедшие из французского плена 20 рядовых этой роты).
События дня минувшего – 28 июня 1812 года.
Источники:
1. Генерал-майор М. Богданович “История Отечественной войны 1812 года по достоверным источникам”, Санкт-Петербург, 1859 год. Том 1.
2. Электронный архив “Мемориал Отечественной войны 1812 года”
Подготовил обозреватель Александр Лир.
{loadposition zakladki}
{loadposition yandex}