29 ноября (17 ноября по старому стилю) 1812 года.
В ночь на 29 (17) ноября маршал Виктор перешел на правый берег Березины, оставив у деревни Студенки арьергард для прикрытия отступления отставших войск и обозов. Из-за столпившихся обозов доступ к двум мостам через Березину был невозможен. Дивизионный генерал Эбле приказал своим саперам при содействии гвардейских артиллеристов проложить проход в виде траншеи.
Лошадей перегоняли на другой берег а повозки просто загоняли на мост и сталкивали в воду. По обе стороны хода, проложенного к переправе, валялось множество трупов. «У Березины настал предел существования «Великой армии». Подходя к Березине корпуса маршалов Виктора и Удино были в боеспособном состоянии. Они не терпели тех лишений, которые коснулись войск идущих от Москвы и имели при себе продовольствия на несколько дней. К 29 (17) ноября в корпусах Виктора и Удино не осталось и половины людей, с которыми они подошли к Березине.
Старая гвардия Наполеона не участвовавшая в бою с 26 (14) по 29 (17) ноября потеряла из 3,5 тысяч человек целых 1,5 тысячи. Молодая гвардия потеряла из 1,5 тысяч 700 человек.
Основная часть (три четверти) боеспособных частей Наполеоновской армии, сражавшихся на Березине, состояла из иностранных частей. У маршала Виктора одна дивизия была польской, вторая немецкой, кавалерия также состояла из немцев. У маршала Нея в боеспособных частях осталось только 300 французов, основную часть его войск составляли поляки. У маршала Удино только две дивизии из пяти были французскими а остальные состояли из поляков, хорватов и швейцарцев.
В пять утра 29 (17) ноября были подожжены повозки, что заставило многих бросить обозы и перейти на другой берег. Но многие неприятельские солдаты не хотели бросать имущество или просто не в силах были заставить себя идти дальше. В седьмом часу утра Виктор приказал своему арьергарду снять свои посты и переправляться на другой берег.
Видя что последние части сохранявшие боевой порядок перешли Березину, толпы солдаты никому более не подчиняющиеся бросились к переправе вновь загородив все подходы к ней. По приказу Наполеона саперы под командой генерала Эбле в восемь часов должны были поджечь мосты через Березину. Генерал Эбле видя, что пока нет русских войск, не спешил выполнять приказ императора, давая возможность как большему числу людей перейти реку.
В девятом часу на высотах у Студенки появились казаки и генерал Эбле приказал поджечь мосты.
Войска графа Витгенштейна, подошедшие к Студенкам, увидели пространство на несколько квадратных верст заставленное повозками, фурами, экипажами. Вокруг было много брошенных раненых, замерзающих людей. 20 градусный мороз не оставлял им никаких шансов на спасение. Такая же судьба ждала и гражданских лиц, женщин и детей, которые отступали с французской армией и были брошены.
Число пленных солдат неприятеля, сдавшихся у Студенки войскам графа Витгенштейна, превышало 5 тысяч человек. Было также взято 12 орудий, множество зарядных ящиков, много пороха и патронов. Обнаруженные в брошенных обозах церковные вещи были по приказу графа Витгенштейна направлены в Москву. Все остальные захваченные обозы были отданы в качестве добычи казакам, солдатам и ратникам ополчения.
Император Наполеон с остатками своей гвардии двинулся от берегов Березины в шесть утра через Зембин к Камени. За ним следовали войска маршала Виктора, в арьергарде остался маршал Ней, который прикрывал отступление войск и обозов столпившихся на узкой плотине и мостах через реку Гайну. (Если бы казаки выполнили приказ и уничтожили эти мосты 26 (14) ноября, то на берегах реки Гайна Наполеона ждала вторая Березина.)
Оценивая общие потери наполеоновской армии в сражении на Березине, из войск бывших под ружьем потери составили от 20 до 25 тысяч человек, а с учетом отставших и безоружных солдат потери составляют от 45 до 50 тысяч человек (по оценке Богдановича.)
Войска графа Витгенштейна подошедшие к Студенкам не имели понтонов, чтобы начать сооружение переправы и им оставалось ждать прибытие понтонов из армии адмирала Чичагова.
Витгенштейн направил корпус генерала Властова к самому берегу Березины. Властов подтянул артиллерию на берег и открыл канонаду по отступающему неприятелю на другом берегу реки.
На военном совете 29 (17) ноября было решено, что Адмирал чичагов преследует неприятеля по дороге через Сморгонь на Вильно. Корпус атамана Платова, перешедший накануне через Березину у Борисова, должен двигаться левее войск Чичагова и не дать наполеону повернуть на Минск. Армия графа Витгенштейна должна двигаться правее Чичагова на Неменчин.
Из всех русских войск подошедших к Березине в наилучшем состоянии находились войска графа Втгенштейна, имевшего в строю 22 тысячи человек пехоты и 3 тысячи кавалерии при 130 орудиях. Также в подчинении у Витгенштейна находились летучие отряды генерал-адъютанта Кутузова, майора Новака, полковника Жемчужникова и барона Палена. Всего около 14 тысяч человек при 16 орудиях.
Авангард главной русской армии под началом генерала от инфантерии Милорадовича прибыл в Борисов.
Главнокомандующий генерал-фельдмаршал светлейший князь Голенищев-Кутузов с основными силами своей армии прибыл в село Михеевичи, где приказал остановиться на дневку и дать небольшой отдых войскам.
Казаки из отряда генерал-майора Ланского, выйдя на путь отступления неприятеля у села Плещаница взял в плен бригадного генерала Каменьского.
События дня минувшего 28 (16) ноября 1812 года.
Источники:
1. Генерал-майор М. Богданович “История Отечественной войны 1812 года по достоверным источникам”, Санкт-Петербург, 1859 год. Том 3
2. Хронологический указатель военных действий русской армии и флота. Том 2. 1801-1825 г.г.
3. Полковник Д. Батурлин. История нашествия императора Наполеона на Россию в 1812 году. С.-Петербург 1837
4. Генерал-лейтенант А.И. Михайлов-Данилевский. Описание Отечественной войны 1812 года. Ч.3. 1843г.
Материал подготовил обозреватель Александр Лир.
{loadposition zakladki}
{loadposition yandex}
{loadposition diradv1}