4 октября (22 сентября по старому стилю) 1812 года.
Арьергард Главной армии генерал-фельдмаршала Голенищева-Кутузова под командованием генерала от инфантерии Милорадовича накануне отбросил части французского авангарда Мюрта у села Спас-Купля. Утром 4 октября (22 сентября) противник вновь предпринял действия для того, чтобы потеснить наш арьергард.
После стычек казаков и кавалерии противника, Милорадович отвел войска арьергарда за реку Чернишню. Неприятельский авангард продолжал преследовать наши войска и подошел к реке Чернишня. Французская кавалерия предприняла движение на русские позиции за деревней Спасское. Милорадович отошел к деревне Черишино и на этой позиции удержал противника, вынудив его прекратить наступление и остановится.
Авангард французов с вечера 4 октября (22 сентября) встал на реке Чернишня в 4 верстах от арьергарда Милорадовича и в 7 верстах от фронта главных сил Кутузова. Мюрат встал с четырьмя резервными кавалерийскими корпусами и легкой конницей из корпусов Даву и Нея. Также здесь стоял Польский корпус князя Понятовского и пехотные дивизии генералов Клапареда и Дюфура. Общая численность неприятельского авангарда составляет 26 500 человек.
Маршал Бессьер оставил в помощь Мюрату пехотную дивизию Фридрихса и баварскую кавалерию у села Воронова. Гвардейска уланская бригада Кольбера встала между Подольском и Москвою, с остальными частями – гвардейскими драгунами и конными егерями маршал Бессьер вернулся в Москву.
Главные силы русской армии получили день отдыха. Начато возведение укреплений. За рекой Нара, для прикрытия с фронта, возводятся несколько флешей. На левом фланге Тарутинской позиции, который примыкает к лесу, делают засеки.
По приказу Кутузова ополчения были распределены следующим образом: Тверское стояло между Клином и Тверью, а часть его усилила отряд барона Винценгероде. Ярославское ополчение находится у Переславля-Залесского, Владимирское у Покрова, Рязанское у Коломны. Тульские ополченцы стоят от Каширы до Алексина, а Калужское в уездах, пограничных с Московской и Смоленской губерниями, также в Брянске стоят 5 тысяч ратников.
В соответствии с рапортами число пленных, пойманных армейскими отрядами и ополченцами окружных губерний за последние 20 дней, составило 5 тысяч человек. По информации, выведанной у пленных, кавалерия Наполеона понесла большие потери в людях, в частях огромная убыль лошадей. Со слов пленных стало известно, что полностью истреблены 7 кавалерийских полков – 4 французских, 2 польских и 1 вюртембергский. Еще семь полков имеют только 700 лошадей, как то: 4 французских (в том числе 11-й и 12-й конно-егерские, 5-й и 9-й гусарские, и вюртембергский уланский полк, прусский уланский и прусский гусарские полки.
Полковник князь Вадбольский 4 октября (22 сентября) сообщил в главную квартиру Кутузова, что посланные партии из его партизанского отряда истребили более сотни французских мародеров. Главные силы отряда князя Вадбольского стоят в селе Обухово на Верейской дороге.
Рапорт М.И. Кутузова Александру I-му о несогласии с решением адмирала Чичагова и генерала Тормасова направить Дунайскую и 3-ю армии в Польшу. (Рапорты Чичагова и Тормасова были направлены еще до объединения их армий и до отезда Тормасова в ставку кутузова.)
Сейчас я получил рапорты от генерала от кавалерии Тормасова и адмирала Чичагова, которые при сем имею щастие приложить в оригинале. Из них ваше императорское величество усмотреть изволите, что с того времени, как соединенные сии армии перешли реку Стырь и сделали движения на войски принца Шварценберга, сей с корпусом своим ретируется к стороне Бреста. Усмотреть изволите и то, что адмирал Чичагов намерен был действовать и далее от Бреста на Варшавское герцогство. Сие, особливо последнее, противоречило бы весьма общему плану, но прибытие к сим армиям вашего императорского величества флигель-адъютанта Чернышева, которого курьер, сии бумаги привезший, встретил за 50 верст от их армий, с иными наставлениями все сие исправит. Дирекция, сими войсками принятая, не отдаляется никак от общего плана, и ежели бы войски наши дошли и до Бреста, то дорога чрез Слоним и Минск к Борисову по доброте ее удобнее той, которую взяли бы на Пинск; но признаться должно, что марш от Бреста будет уже фланговой относительно тех войск неприятельских, которые могут быть в Литве. На все представления как адмирала Чичагова, так и генерала от кавалерии Тормасова не предписываю я им ничего, как токмо ссылаюсь на все предписания, чрез Чернышева к ним отправленные.
Австрийский корпус генерала князя Шварценберга и Саксонский корпус дивизионного генерала Рейнье переправились на правый берег Буга у города Брест-Литовск.
События дня минувшего 3 октября (21 сентября) сентября 1812 года.
Источники:
1. Генерал-майор М. Богданович “История Отечественной войны 1812 года по достоверным источникам”, Санкт-Петербург, 1859 год. Том 2.
2. М.И. Кутузов. Сборник документов. Т. 4. Ч. 1. М., 1954
3. Хронологический указатель военных действий русской армии и флота. Том 2. 1801-1825 г.г.
4. Полковник Д. Батурлин. История нашествия императора Наполеона на Россию в 1812 году. С.-Петербург 1837
5. Генерал-лейтенант А.И. Михайлов-Данилевский. Описание Отечественной войны 1812 года. Ч.3. 1843г.
Материал подготовил обозреватель Александр Лир.
{loadposition zakladki}
{loadposition yandex}
{loadposition diradv1}