5 сентября (24 августа по старому стилю) 1812 года.
Из Можайска под Бородино к главной армии светлейшего князя М.И. Голенищева-Кутузова прибыло Московское ополчение, численностью около 22 тысяч человек, под командой генерал-лейтенанта графа Моркова.
Наполеон в приказе по армии, изданном накануне, 4 сентября, потребовал от командующих корпусов усилить охрану команд направляемых на фуражировку. В приказе отмечалось, что «мы [французы] ежедневно теряем много людей в следствии отсутствия порядка в способах сбора продовольствия. Число пленных, захваченных неприятелем, доходит ежедневно до нескольких сот».
Для действий в тылу и на коммуникациях наполеоновской армии на Смоленскую дорогу отправлен армейский партизанский отряд подполковника Дениса Давыдова в составе 50 человек из Ахтырского гусарского полка и 80 донских казаков.
Стычки по дороге из Колоцкого монастыря в село Бородино
1-я Западная армия генерала Барклая де Толли. Центральный арьергард армии под началом генерал-лейтенанта Коновницына. Состав его указан в начале сведений о боях этого арьергарда 17 (29) августа.
Главные силы 1-й и 2-й Западных армий находятся на позиции при селе Бородино. Отряд 2-й Западной армии под командованием генерал-лейтенанта Горчакова 2-го, в составе 27-й пехотной дивизии Неверовского и 2-й кирасирской дивизии генерала Дуки занимают крайний левый фланг у села Шевардино и частично у деревни Доронино.
Центральный арьергард русской армии под командованием Коновницына, оставшийся у Колоцкого монастыря, оказался в опасном положении. При наступлении авангарда Мюрата возникла угроза его окружения, но Коновницын удачно избежал этого. 5 сентября расположение Центрального арьергарда было следующим:
Левый (южный) арьергард Сиверса 1-го, в том числе казачий отряд Карпова 2-го и егерские полки Центрального арьергарда Коновницына занимали позицию при Колоцком монастыре. 3-я пехотная дивизия, составлявшая ближайший резерв обоих арьергардов, находилась в полутора верстах от монастыря при деревне Окиншино. Кавалерия, конная артиллерия Центрального арьергарда Коновницына и прибывший для его подкрепления 1-й резервный кавалерийский корпус Уварова были расположены при деревне Валуево. Правый (северный) арьергард Крейца стоял в деревне Мышкино. Главные силы французского авангарда перед наступлением расположились в 2 верстах к западу от Колоцкого монастыря на новой Смоленской дороге.
Егерский отряд Коновницына, который ясно видел полную невозможность не только удержать, но даже временно задержать противника, начал отступать ранним утром от Колоцкого монастыря по новой смоленской дороге к селу Бородино. Коновницын при этом не сделал никакого распоряжения относительно арьергарда Сиверса 1-го, который в 6:30 утра 5 сентября «с бивака по Ельнинской дороге против селения Оскирева» донес рапортом генералу князю Багратиону следующее:
«Вследствие приказа Главнокомандующего князя Кутузова, ген.-лейт. Коновницын предписал порядок отступления войск, под его командою состоящих, и где какому корпусу остановиться по приближении к армиям, о вверенном же мне 4 резервном кавалерийском корпусе в сказанном приказе ничего не упомянуто. Прошу, по приближении к армии, указать на какой позиции мне с полками остановиться».
В этот день 2-й батальон Изюмского гусарского полка под командованием ротмистра Челобитчикова, и казачий отряд подполковника войска Донского Власова 3-го разгромили три эскадрона Итальянского конно-егерского полка. Об этой схватке Коновницын донес Кутузову в своем рапорте следующее:
«В атаке, произведенной вторым батальоном Изюмского гусарского полка и казаками по утру 24 числа августа, не задолго до вступления ариергарда в позицию армии, три французские эскадрона были совершенно уничтожены»
Об этом же эпизоде есть запись в формулярном списке казачьего полка Власова 3-го:
«24 августа с своею бригадою, из полков своего, Денисова 7-го и Перекопского конно-татарского, не доходя до села Бородина, разбил неприятельских более двух эскадронов, которые намерение имели вредить нашему левому флангу»
Кроме дерзкой контратаки изюмских гусар и казаков против кавалерии Мюрата Центральный арьергард вступал в перестрелки с преследующими его французами. Когда войска вице-короля обошли наш арьергард еще и с правого фланга Коновницын был вынужден отвести войска. При отступлении в перестрелках с французами участвовали в основном драгуны.
Потери во время отступления Центрального арьергарда Коновницына 5 сентября (24 августа):
Курляндского драгунского полка: убиты 1 унтер-офицер, 25 лошадей, ранены 5 рядовых. Московского драгунского полка: убиты 1 рядовой, 4 лошади; ранены 6 рядовых, 3 лошади. Конной №7 роты ранены 6 канониров.
Дело при селе Бородино
Передовые части корпуса итальянского вице-короля Жерома Бонапарта собирались в продолжение Шевардинского сражения овладеть и Бородином. Село занимал лейб-гвардии Егерский полк. 3-й батальон полка занимал позицию западнее Бородина на левом берегу Колочи.
Отступая, Центральный арьергард Коновницына переправился через реку Колочу: лейб-гвардии Казачий полк и часть кавалерии перешли вброд по левую сторону от Бородина, а остальная часть кавалерии и Изюмский гусарский полк – правее. Мост был оставлен «для одной артиллерии и прочих полковых тяжестей, почему весь арьергард вступил в общую позицию армии без наималейшей потери времени…»
Наступающих на Бородино французов встретил Елисаветградский гусарский полк. «Во время боя при деревне Доронине неприятель хотел овладеть селом Бородиным, но Елисаветградский гусарский полк под командой генерал-майора Всеволожского несколько раз отражал его нападения с помощью лейб-гвардии Егерского полка под командой полковника Бистрома, занимавшего село Бородино, и удержался на левом берегу реки Колочи до прибытия трех казачьих полков с левого фланга 2-й армии…»
Двумя днями позднее Барклай де Толли в рапорте Кутузову “дело” при Бородине 5 сентября (24 августа) 1812 года описал так:
«24-го числа, пополудни, войска вверенной мне армии, находившиеся в арьергарде, будучи сильно преследованы неприятелем, отступили в позицию и присоединились к своим корпусам. Переправа их через Колочу-реку была обеспечена лейб-гвардии Егерским полком, занявшим деревню Бородино, и батареею, на правом берегу сей реки устроенною.
Иррегулярные войска вверенной мне армии остались на левом берегу сей реки для наблюдения и прикрытия правого фланга, и в сей день, а равно и 25-го числа, препятствовали неприятелю распространиться своею позициею в сию сторону.
Неприятель 24-го числа делал неоднократно усилия овладеть деревнею Бородино, но каждый раз был остановлен в сем предприятии храбрыми лейб-гвардии Егерским и Елисаветградским гусарскими полками. Сей последний полк под начальством храброго своего шефа генерал-майора Всеволожского, невзирая на сильное неприятельское нападение и действие его артиллерии, удерживал свою позицию и тем выполнил в точности данное ему от меня приказание – держаться, сколько бы ни стоило ему, до самой ночи, пока не усилен будет тремя казачьими полками, обратно ожидаемыми с левого фланга 2-й армии».
Точно определить расположение артиллерийской батареи на правом берегу Колочи и других частей достаточно сложно, но приблизительно можно представить по данным об участвовавших в “деле” подразделений.
При селе Бородине 24 августа находились: взвод (2 орудия) конной № 4 роты полковника Мерлина из 2-й резервной артиллерийской бригады, под командой подпоручика Житова, стоявший на позиции на правом берегу реки Колочи, у западной окраины села Бородино, южнее церкви этого села. Затем восточнее этого же села, при большой дороге, занимала позицию легкая № 46 рота (подполковника Ефремова) 24-й артиллерийской бригады 6-го пехотного корпуса (12 орудий).
Относительно же казачьих полков имеется такая подходящая запись в формулярном списке о службе генерал-майора Власова 3-го: «…24-го августа со своею бригадою из полков своего, Денисова 7-го и Перекопского конно-татарского, не доходя до села Бородина, разбил неприятельских более двух эскадронов, которые намерение имели вредить нашему левому флангу…»
Бои при деревне Глазово и при селении Воронцово
Правый (северный) арьергард 1-й Западной армии под командование генерал-майора Крейца оказался 5 сентября в еще более опасном положении чем Центральный арьерград Коновницына. Отряд Крейца был практически окружен неприятелем, отрезавшим ему путь к Бородину у деревни Глазово, и чуть было не был уничтожен. Благодаря мужеству и личной отваге прежде всего Сибирского драгунского полка, арьергард Крейца все же пробился от Глазово через село Воронцово к главным силам русских армий у Бородина.
Реляция о героическом прорыве отряда Крейца не сохранилась и о нем можно составить определеное представление из наградных списков офицеров, отличившихся в бою под Глазово, где выделяют офицеров Сибирского драгунского полка братьев Оффенбергов:
«24 августа под деревнею Глазово, через которую отряд ген. Барона Крейца шел к селу Бородину, неприятель, довольно сильный, заняв ген. барону Крейцу дорогу, старался его задержать, но Сибирского драгунского полка капитан и штабс-капитан Оффенберги, ударив с авангардом, онаго разсеяли, дорогу очистили и пленных забрали».
«24 августа под деревнею Глазовым отряд ген. барона Крейца, быв отрезан от села Бородина, ударил на французских кирасир, разбил их, взял пленных и с малою потерею прибыл под село Бородино».
Сирибского драгунского полка капитан барон Оффенберг 1-й – «под Глазовым, подкрепляя авангард отряда ген. барона Крейца, опрокинул своим эскадроном неприятеля и везде оказал храбрость».
Штабс-капитан барон Оффенберг 2-й – «под Глазовым на неприятеля, заступившего отряду ген. барона Крейца дорогу, идучи в авангарде, первый ударил решительно, сбил с дороги, взял пленных и очистил путь к селу Бородину».
В формулярных списках о службе офицеров и урядников состоявшего в отряде Крейца Донского казачьего подполковника Андреянова 2-го полка записано о том, что этот полк «24 августа был в деле при селении Воронцове».
В ходе боя при деревне Глазово в Сибирском драгунском полку были убиты 9 рядовых и 10 лошадей.
Бои на старой Смоленско-Московской дороге из Колоцкого монастыря через деревню Ельня в деревню Шевардино
Отступающий от Колоцкого монастыря Центральный арьергард Коновницына оставил без прикрытия арьергард 2-й Западной армии генерала Сиверса 1-го, вследствие чего он оказался перед главными силами 5-го польского корпуса Понятовского и принял на себя основной наступательный порыв французской армии. При арьергарде Сиверса 1-го находился казачий отряд генерал-майора Карпова.
Отряды Сиверса и Карпова, 5 сентября отступали от Колоцкого монастыря по старой смоленской дороге через деревню Ельня и упорно сдерживали «на многих пунктах», прибегая к содействию артиллерии, стремительное наступление 5-го польского корпуса Понятовского, наступавшего на Ельню в обход левого фланга Бородинской позиции.
Отступая с боями арьергард Сиверса 1-го и казачий отряд Карпова 2-го, пройдя через Ельню, свернули к северу. Сиверс 1-й отступил к Шевардино, присоединился к отряду генерал-лейтенанта Горчакова 2-го, и принял участие в Шевардинском сражении в тот же день. Казачий отряд Карпова 2-го остался у старой смоленской дороги у высоты южнее деренви Утицы.
Подробности об арьергардных боях отрядов Сиверса и Карпова до начала Шевардинского сражения не сохранились. Об упорстве этих боев можно судить по выпискам из наградных списков отличившихся офицеров:
Свиты Его Величества по Квартирмейстерской части поручик Четыркин – «при следовании ариергарда ген.-майора графа Сиверса 1-го августа 24 от Колоцкаго монастыря по Ельнинской дороге на соединение с армией, в действии с наступающим неприятелем устраивал батареи в таких пунктах, в которых самой большой вред неприятелю нанесен был, и содействовал вредить неприятелю с оных батарей».
Конной №9 роты 3 резервной артиллерийской бригады командир подполковник Паркенсон, штабс-капитан Кондратенко, поручик Томич, подпоручик Сумароков – «находясь в арьергарде ген.-майора Сиверса 1-го, августа 24 при отступлении через село Ельню к армии и того-же числа при неприятельской атаке на левый фланг армии и во всех оных случаях устроенными батареями действовали храбро, с успехом и наносили неприятелю много вреда».
Сведений о потерях во всех частях арьергарда Сиверса 1-го во время отступления его от Колоцкого монастыря через село Ельня к деревне Шевардино нет. Известно лишь, что в Литовском уланском полку ранен (контужен) поручик Александров, убиты 4 унтер-офицера, 20 рядовых, 30 лошадей, ранены 2 унтер-офицера, 17 рядовых, 18 лошадей и пропали без вести 1 унтер-офицер, 5 рядовых и 6 лошадей.
Другие Событие этого дня отечественной войны: сражение за Шевардинский редут.
События дня минувшего 4 сентября (23 августа) 1812 года.
Источники:
1. Генерал-майор М. Богданович “История Отечественной войны 1812 года по достоверным источникам”, Санкт-Петербург, 1859 год. Том 1.
2. Боевой календарь-ежедневник Отечественной войны 1812 года. Часть 1. Составитель Н.П. Поликарпов. Москва. 1913 год.
3. М.И. Кутузов. Сборник документов. Т. 4. Ч. 1. М., 1954г.
Материал подготовил обозреватель Александр Лир.
{loadposition zakladki}
{loadposition yandex}
{loadposition diradv1}