Совместное заявление по результатам встречи глав России, Азербайджана и Армении в Сочи уже назвали пактом о ненападении. Очередная трёхсторонняя встреча изначально воспринималась как необходимый, но практически ничего не решающий дипломатический ход. И хотя её участники остались при своём мнении, всё же определённый результат эти переговоры принесли. В итоговом совместном заявлении были прописаны конкретные шаги по урегулированию конфликта.
Прежде всего стороны обязались в ближайшее время завершить обмен военнопленными и организовать расследование всех случаев нарушения режима прекращения огня на всей линии соприкосновения войск Азербайджана и Нагорно-карбахской республики. Участники встречи также отметили важность трёхстороннего формата переговоров и договорились продолжить подобные встречи.
Конечно пакт о ненападении – слишком громкое название для малообязывающего документа. В совместном заявлении записано – “стремиться решать все спорные вопросы мирными средствами”. Даже сама формулировка не является обязывающей. Если обмен военнопленными между сторонами конфликта вполне реален, то расследование каждой ночной перестрелки между карабахскими и азербайджанским военными вряд ли будет возможно. Азербайджан в последнее время всё чаще выступает с позиции силы и перестрелки на границе инициируют чаще всего азербайджанские войска. Жёсткая позиция Медведева на прошедших переговорах заставила Алиева пойти на встречу и подписать заявление о стремлении Азербайджана “решать все спорные вопросы мирными средствами”.
Уже после встречи в Астрахани 27 октября 2010 года начались переговоры об обмене военнопленными. Как сообщает Hayinfo речь шла о восми военнопленных, шести задержанных гражданских лиц а также тел погибших: армянской стороне было передано тело Манвела Сарибекяна, а азербайджанской с территории Нагорного Карабаха тела Фарида Ахмедова и Мубариза Ибрагимова.
Руководство Карабаха обвиняет азербайджанских военных в намеренном убийстве Манвела Сарибекяна, который по мнению армянской стороны являлся “заблудившимся пастухом”. Азербайджанские спецслужбы назвали Сарибекяна “армянским диверсантом” и после попыток вытянуть из него какую-либо информацию повесили его, заявив, что диверсант “покончил с собой”. Азербайджан в доказательство шпионско-диверсионной деятельности показывает видео, где Сарибекян признаётся в том, что готовился к подрывной деятельности на территории Азербайджана, а Нагорный Карабах заявляет, что эта запись была сделана под психологическим и физическим давлением.
Совместно заявление об обмене военнопленными, также как и декларация о намерении решать все проблемы мирным путём, адресованы в основом Азербайджану. Нагорный Карабах уже завершил процедуру передачи азербайджанских военнопленных, а Азербайджан выполнил эту договорённость не до конца. Нагорный Карабах не является инициатором обстрела территории противника, а азербайджанские военнослужащие в последнее время стреляют по карабахской территории всё чаще.
{loadposition zakladki}