В Сирии продолжается исход бывших функционеров правящего режима из страны. Вслед за заместителем министра нефти и природных ресурсов, в Турцию перебежали восемь высших офицеров сирийской армии, включая трех генералов.
Об этом заявили СМИ, забыв упомянуть о самой важной детали этого события: к какой конфессии принадлежат перебежчики? Если они являются алавитами, то это означает начало раскола в правящей элите. В противном же случае, речь идет о продолжении процесса выхода суннитских военных из-под контроля общего командования, что началось уже давно и сдерживается лишь вопросами невозможности беспрепятственно покинуть территорию страны или дефицитом оружия (а в большей степени боеприпасов) для соединения с отрядами вооруженной оппозиции.
В любом случае пока рано говорить о каких-либо массовых процессах дезертирства или серьезного раскола в армейском командовании, так как достоверных данных о «трех генералах» пока нет, а сообщения СМИ в данном случае всегда надо делить «на десять» с учетом жесточайшей пропагандистской войны с обеих сторон.
Это совершенно не отменяет жесткое противодействие по линии спецслужб, которое сейчас разворачивается между Анкарой и Дамаском. Оно будет только возрастать по мере того, как Свободная сирийская армия (ССА) начнет все более усиливаться и структурироваться и «обживаться» на турецкой территории. Сирийские спецслужбы уже начинают процесс инфильтрации агентуры в ряды мятежников, включая формирование «эскадронов смерти» для ликвидации высокопоставленных руководителей ССА.
В декабре с.г. турецкая сторона предотвратила как минимум две попытки похищения руководителей ССА полковника Риада аль-Асаада и генерала Мустафу Ахмеда апь-Шейха. По итогам расследования была арестована группа из двух сирийских граждан, одного турка, и одного лица с двойным гражданством. Сейчас руководство ССА находится под усиленной охраной турецкой спецслужбы МИТ и жандармерии. При этом сирийские спецслужбы большие мастера по части «подстав», так что не удивимся, если ряд высокопоставленных «перебежчиков» только выполняет приказы своего командования.
В настоящий момент в лагеря оппозиции на турецкой территории начинается переброска оружия и боеприпасов из Катара и КСА, и в самом скором времени мы станем свидетелями диверсий и атак правительственных сил на эти логистические каналы. Представляется, что в этих операциях будет задействован также и КСИР, и боевики Рабочей партии Курдистана (РПК). Одним из «полей битвы» с большей долей вероятности вновь станет ОАЭ, в которых по традиции сосредоточены основные финансовые институты по закупке и переправке оружия.
Проблема с оружием – сейчас основная для перспектив расширения отрядов ССА, и именно на это сейчас и будет нацелена основная активность Катара и КСА. С учетом специфики боевиков ССА, которые состоят в основном из бывших сирийских военнослужащих, предпочтительней всего было бы снабжать их вооружением и боеприпасами «советского производства». Забрасывать группы в Сирию с иностранным стрелковым оружием бесполезно, поскольку «снабжение на местах» боеприпасами путем похищения их со складов или покупки у сирийских солдат будет «завязано» именно на российские аналоги, для которых не подходят стандарты НАТО. Отсюда скорое оживление оружейного рынка в Украине, Белоруссии, Молдавии, Болгарии и Румынии, и возможные диверсии и акты саботажа на каналах морских перевозок из этих стран. Географическая близость этих стран к Турции и непрозрачность (если не сказать больше) в них схем продажи вооружения делает это канал снабжения сирийских боевиков фактически безальтернативным. Кстати, «переманив» РПК на свою сторону, Дамаск тем самым решил и еще одну задачу: нейтрализовал снабжение российским оружием сирийскую оппозицию через курдов, которые считаются одним из основных его поставщиков в регионе. Каналы же контрабандистов дороги и ненадежны, поскольку большинство из них традиционно «курируются» сирийскими силовиками.
Будем настаивать на приоритете именно «советского» вооружения отрядов боевиков ССА, поскольку помимо уже перечисленных причин, существует еще одна. Это нежелание Запада передавать повстанцам современные образцы вооружения. Мотивировка здесь очень простая: совершенно непонятно в чьи руки оно попадет и в кого потом будет стрелять. В этой связи вспоминается история с закупкой российских вертолетов американцами для нужд афганской армии. Принимая версию чиновников Пентагона о сравнительной «дешевизне» российской техники и о «заточенности» афганцев именно на нее, отметим еще один довод, который никто не озвучивает. А именно нежелание американских военных передавать американские вертолеты в руки талибов, которые, безусловно, возьмут власть в стране после выхода из нее контингента НАТО.
А пока турки проводят подготовительные работы для массовой инфильтрации формируемых отрядов ССА на сирийскую территорию. С этой целью Анкара приняла решение о разминировании всех участков турецко-сирийской границы. Речь идет о 700 000 противопехотных мин на 900 км участке границы. Особенно в провинции Хатай, где сосредоточены сейчас основные лагеря ССА. Первичный этап разминирования, которые проводили израильские фирмы, был прерван в силу осложнения двусторонних отношений. В результате было разминировано всего 2 км границы, израильтяне лишились не только выгодного контракта, но возможности проводить мониторинг сирийской военной активности «непосредственно вблизи противника». Сейчас речь идет о контракте на 400 млн долларов на разминирование в течение четырех лет, и основными претендентами на выполнение этих работ является американская «Ронко» и французская «Геоминас».
Автор: Ю.Б.Щегловин
Источник: Институт Ближнего Востока
{loadposition zakladki}
{loadposition yandex}