Аналитики заговорили о «генеральной репетиции» китайского вторжения на Тайвань

У администрации Байдена нет четкого плана действий по сдерживанию Пекина.

Нарушения Китаем срединной линии в проливе, разделяющем материковую часть страны и остров Тайвань, указывают на репетицию тайваньского «обезглавливания», считают американские аналитики. Участившиеся вторжения китайских самолетов меняют статус-кво в Тайваньском проливе и оставляют Соединенным Штатам мало хороших вариантов в противостоянии с Пекином.

Китайская военная авиация усиливает давление на Тайвань, совершая почти ежедневные появления самолетов на полпути в водах между материковым Китаем и островом, пишет Politico. При этом Белый дом нервно наблюдает за тем, как Пекин проверяет решимость Вашингтона защищать Тайвань.

Китай дал понять, что не намерен сворачивать свою все более напористую военную деятельность в Тайваньском проливе, которую он начал в ответ на скандальный визит спикера палаты представителей Нэнси Пелоси в Тайбэй в начале августа.

Волна недавних вторжений, нарушающих многолетнее молчаливое соглашение между Тайванем и Китаем, направленное на снижение риска конфликта между двумя сторонами, знаменует собой последнюю эскалацию военного запугивания Пекином Тайбэя, считает Politico.

Ставшие обычными вторжения отражают намерение Пекина изменить критерии приемлемой военной активности в проливе. Аналитики говорят, что это не просто попытки спровоцировать Тайбэй, а это генеральная репетиция вторжения на Тайвань.

И у администрации Байдена нет четкого плана действий по сдерживанию этого запугивания.

«Срединная линия — это юридическая фикция, а не договорная линия… мы загнаны в угол, потому что то, что мы считаем статус-кво, на самом деле было самоограничением Китая, но теперь, когда самоограничение исчезло, мы не можем отправить самолеты, чтобы заставить их вернуться через эту линию», — утверждает Майкл Ослин, эксперт по современной Азии в Институте Гувера.

Реакция Белого дома на действия китайцев включала отправку крейсеров с управляемыми ракетами USS Antietam и USS Chancellorsville для плавания в проливе в воскресенье. Этот рейд продемонстрировал «приверженность США свободному и открытому Индо-Тихоокеанскому региону», говорится в заявлении 7-го флота.

Китайские вторжения через срединную линию — также известную как центральная линия или линия Дэвиса — отражают двуединую стратегию Пекина. Китай хочет нормализовать свое военное присутствие все ближе к Тайваню в качестве утверждения китайского суверенитета над островной территорией. И он хочет истощить возможности реагирования вооруженных сил Тайваня, отрабатывая маршруты атаки, предназначенные для нанесения вреда вооруженным силам и правительству острова.

«Китайцы продолжают пытаться установить здесь новую норму активности, пролетая над срединной линией, проплывая через срединную линию и оставаясь на другой стороне в течение более длительных периодов времени,— заявил в понедельник официальный представитель Совета национальной безопасности США Джон Кирби. – Они пытаются поднять температуру. … Мы публично заявили, что не собираемся это принимать».

Китайские эсминцы следовали за кораблями ВМС США, когда они плыли через международные воды. Народно-освободительная армия Китая «осуществляла отслеживание безопасности и контроль за проходом военных кораблей США на всем пути и контролировала все передвижения военных кораблей США», заявил в понедельник официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь.

Администрация Байдена также планирует официально попросить Конгресс одобрить продажу Тайваню оружия на сумму около 1,1 миллиарда долларов, включая 60 противокорабельных ракет и 100 ракет класса «воздух-воздух» для укрепления обороны острова от потенциального нападения Китая.

Но Китай не отступил от своих действий. «С 4 августа коммунистические силы не прекращали вторжение в районы, окружающие Тайваньский пролив», — говорится в недавнем заявлении министерства обороны Тайваня. Ведомство зафиксировало не менее 94 нарушений со стороны НОАК срединной линии с 6 августа, хотя и не предоставило подробностей о типе задействованных самолетов или о том, были ли они вооружены.

Тайбэй ясно дал понять, что эти вторжения знаменуют новый опасный этап в деятельности НОАК, нацеленной на остров, предупредив, что китайские силы «симулируют нападение на главный остров Тайваня».

Аналитики предупреждают, что если эти вторжения станут рутинными и будут включать траектории в сторону Тайбэя, они укрепят военное преимущество Пекина в возможной будущей атаке НОАК.

«Пересечение срединной линии — это лишь один из показателей того, что Китай хочет продолжать проецировать свою мощь все ближе и ближе к Тайваню, — говорит Бонни Линь, бывший директор по Китаю в канцелярии министра обороны и директор China Power Project в Центр стратегических и международных исследований. – Это начинает нормализовать такое поведение… что может привести к крупномасштабной военной операции по обезглавливанию».

Срединная линия, пережиток американо-тайваньского договора о взаимной обороне 1954 года, предназначена для удержания военных самолетов с обеих сторон пролива на безопасном расстоянии, чтобы предотвратить просчеты, которые могут привести к потенциальному конфликту по обе стороны пролива.

Китайские военные самолеты нарушили срединную линию только четыре раза в период с 1954 по 2020 год. Но Пекин положил конец почти семи десятилетиям сдержанности, когда в ответ на визит заместителя госсекретаря США Кита Крача в Тайбэй в сентябре 2020 года запустил десятки самолетов через срединную линию на двухдневный период.

После 19-часового визита Пелоси на Тайвань 2-3 августа НОАК ответила почти ежедневными перелетами своих военных самолетов через срединную линию. Эти самолеты и бомбардировщики пересекают пролив группами от пяти до 25 самолетов, пересекают срединную линию, а затем быстро меняют курс.

Большинство этих вторжений были сосредоточены на районах у южной и северной оконечности острова, а не на внутренних маршрутах, что говорит о том, что Пекин до сих пор хочет избежать впечатления, что он репетирует атаки на столицу острова и другие населенные пункты.

«Было молчаливое понимание того, что Китай не собирается действовать по другую сторону срединной линии… но они начали это делать пару лет назад, и я думаю, что они ждали возможности усилить вторжение», – полагает Исаак Кардон, доцент кафедры стратегических и оперативных исследований Китайского института морских исследований Военно-морского колледжа США. – Если бы это был не визит Пелоси, нашлось бы что-то другое, но они решили, что настало время развернуть оперативный пакет, чтобы сигнализировать: «Мы собираемся действовать по другую сторону срединной линии, а вам «лучше привыкнуть к этому».

«Именно сепаратистские силы США и Тайваня, а не Китай, стремятся изменить статус-кво в Тайваньском проливе», — заявил во вторник представитель МИД КНР Чжао Лицзянь.

Как отмечает Politico, вторжения через срединную линию в Тайваньском проливе превзошли более рутинные вторжения НОАК в идентификационную зону ПВО Тайваня. ПВО Тайваня — это огромная территория, простирающаяся до прибрежных районов китайских провинций Фуцзянь и Чжэцзян. Срединная линия проходит примерно в 50 милях от Тайваня: самолеты НОАК, которые пересекают ее, могут достичь береговой линии Тайваня менее чем за четыре минуты, а Тайбэя — всего через 80 секунд.

«Одна из самых больших проблем, с которыми сталкиваются Соединенные Штаты, заключается в том, что нам необходимо заблаговременное предупреждение о надвигающемся нападении Китая, и если китайцы всегда будут выглядеть так, будто они готовы к нападению, мы начнем испытывать трудности с определением разницы, — говорит Ориана Скайлар Мастро, научный сотрудник Института международных исследований Фримена Спогли Стэнфордского университета. – Дело не в том, что мы не заметим, пока войска не высадятся на Тайване, но время между принятием решения и недвусмысленным сигналом для нас сведено к минимуму».

Пекин также развернул невооруженные беспилотники-наблюдатели в рамках своего набора инструментов для давления на Тайвань. В последние дни министерство обороны Тайваня опубликовало несколько сообщений о «гражданских беспилотниках», летающих над сильно милитаризованным островом Цзиньмэнь, контролируемым Тайванем, который находится всего в шести милях от материкового Китая. Тайвань воспользуется своим «правом на самооборону и контратаку» против китайских самолетов, кораблей и беспилотников, которые войдут в его территориальные воды, предупредил в среду заместитель начальника генерального штаба Тайваня по операциям и планированию Линь Вэнь-Хуан.

Вторжение китайских беспилотников в район Цзиньмэнь во вторник, состоящее из трех вылетов, побудило тайваньские вооруженные силы запустить «предупредительные ракеты», чтобы выгнать их из этого района, говорится в заявлении министерства обороны Тайваня в среду. Это последовало за публикацией видеозаписи инцидента на прошлой неделе, на котором тайваньские солдаты бросали камни в беспилотники, зависшие над их сторожевым постом Цзиньмэнь.

Нарушения срединной линии наносят ущерб тайваньским вооруженным силам, которые в настоящее время находятся в постоянном режиме быстрого реагирования, чтобы оценить траекторию и уровень потенциальной угрозы приближающихся самолетов НОАК.

«Это может увеличить нагрузку на тайваньские ВВС, связанные с их отслеживанием, наблюдением и реагированием на них… это, по сути, способ увеличить ежедневное военное давление на Тайвань, — говорит М. Тейлор Фравел, директор программы исследований в области безопасности в Массачусетском институте технологии. – Трудно различить, будет ли самолет, пересекающий срединную линию, запускать ракеты по Тайбэю или он собирается развернуться и вернуться назад».

Ставшие обычными вторжения срединной линии также отражают стремление Пекина сбросить международно приемлемые ориентиры интенсивности и близости китайских военных действий вблизи Тайваня, утверждает Politico. По мнению аналитиков, главная цель Пекина — сделать так, чтобы срединная линия больше не существовала в сознании людей как ограничение — они хотят, чтобы она ничего не значила: «Для них очень выгодно, если им будет разрешено вести рутинные и постоянные военные операции в окрестностях Тайваня, не замечая этого со стороны международного сообщества — вся стратегия состоит в том, чтобы в основном сделать так, чтобы никто не обращал на это внимания».

Источник: Московский комсомолец

Total
0
Shares
Добавить комментарий
Total
0
Share