14 октября 1813 года (2 октября 1813 года по старому стилю)
Маршал Мюрат намеревался отступить в окрестности Лейпцига из-за опасения быть разгромленным превосходящими силами Богемской армии союзников. Но от Наполеона прибыл адъютант с известием, что он (Наполеон) прибудет в этот день в Лейпциг и Мюрат успокоенный этим решил принять бой.
Утром 14 (2) октября Мюрат расположил свои войска следующим образом: корпус дивизионного генерала Князя Понятовского (около 8 тысяч человек) занимал позицию от Конневица до Марклееберга; 2-й корпус маршала Виктора (до 20 тысяч человек) от Марклееберга до Вахау; 5-й корпус генерала Лористона (17 тысяч человек) от Вохау до Либертволквлица; корпус маршала Ожеро численностью до 10 тысяч находился в резерве перед Лейпцигом у Штрассенгейзера; 4-й и 5-й кавалерийские корпуса встали позади левого крыла у Либертволквлица. Всего у Мюрата было до 60 тысяч человек, не считая 25 тысяч 6-го корпуса Мармона и различных частей находящихся в Лейпциге, а также к северу и западу от города.
Командующий Богемской армией союзников фельдмаршал князь Шварценберг двигался влево на сближение с войсками Силезской армии Блюхера, в это же время войскам генерала от кавалерии графа Витгенштейна было поручено провести рекогносцировку с фронта позиций французов.
Граф Витгенштейн направил отряд генерал-лейтенанта графа Палена на Магдеборн. Под его началом было до 6 тысяч кавалерии, из них около 4 тысяч прусских кавалеристов. Позади войск графа Палена двигалась пехота. Генерал Гельфрейх с 14-й дивизией держал направление на Греберну. 2-й корпус принца Евгения Вюртембергского двигался к Госсе. Князь Горчаков к Штремталю, а прусский корпус генерал-лейтенанта фон Клейста к Магдеборну. Все эти войска составляли левую колонну.
Правая колонна союзных войск, состоящая из австрийских войск, во главе которых двигался генерал Мор, который успел занять Университетский лес и должен был овладеть Либертволквлицем, а 4-й корпус графа Кленау должен был поддерживать Мора.
Шварценберг был уверен, что Мюрат будет оборонять теснины у Гезельбаха, у Герена и Греберна. Однако Мюрат, опасаясь быть обойденным с правого фланга через Университетский лес, отошел назад и занял позиции на высотах по обе стороны Вахау.
Витгенштей полагая, что высоты у Вахау заняты лишь для прикрытия отхода французских войск, решил атаковать противника. Кавалерия графа Палена приблизилась к Ауэнгейму, когда передовые разъезды казаков доложили, что обнаружены большие силы французской пехоты у Марклееберга. Пален остановил свое движение, не доходя до Ауэнгейма и выслал на подмогу казакам Иловайского 12-го Гродненских гусар под командованием генерал-майора Ридигера. К Либертволквлицу был направлен Любленский гусарский полк.
Генерал-лейтенант граф Пален решил дождаться подхода прусской кавалерии. Как только пруссаки подошли, вперед двинулся Сумский гусарский полк и батарея генерала Никитина у селения Вахау. Ридигер доложил об усилении противника между Марклеебергом и Вахау, и ему в помощь были направлены девять эскадронов прусского ландвера. Гродненские гусары и прусский ландвер отразили атаку польской кавалерии и сдерживали неприятеля до подхода к месту боя 3-й кирасирской дивизии.
На правом крыле батарея Никитина выдвинулась вперед и открыла огонь по кавалерии противника у Либертволквлица. Мюрат заметив, что русская батарея находится далеко от своего прикрытия, приказал немедленно атаковать. Артиллеристы встретили противника картечью с близкого расстояния, а подоспевшие сумские гусары завязали бой с наступающими французами. Неприятель оттеснил гусар, но подошедшая прусская кавалерия ударила с обоих флангов, и обратила противника в бегство.
К месту боя подходили новые конные части русских и пруссаков. Кавалерийский бой продолжался в течении нескольких часов. Мюрат лично водил в бой драгунские полки, прибывшие из Испании. В одной из атак Мюрат едва не был убит в схватке с прусским драгунами.
Сражение у Либертволквлица – одно из самых больших кавалерийских дел за всю компанию 1813 года. Большие массы кавалерии атаковали друг друга без всякой общей цели. Главным было желание померится силами с противником. Мюрат имел численное преимущество, но не смог им воспользоваться.
Постепенно преимущество перешло к кавалерии союзников. Этому способствовало то, что союзники мели много казаков и улан, вооруженных пиками. Потери неприятеля были значительны. Генерал Никитин свидетельствовал, что противник понес большие потери как от действия его артиллеристов, так и от кавалерии вооруженной пиками. Все поле было усеяно телами людей и лошадей.
Генерал граф Пален немного отвел назад левое крыло своих войск и поддержал его действием двух прусских конных батарей, а правое крыло наоборот двинул вперед, рассчитывая сломить неприятеля еще до подхода австрийцев графа Кленау.
В свою очередь Мюрат сосредоточил большие силы на высотах между Вохау и Либертволквлицем. Расположенные там батареи обстреливали левый фланг союзной кавалерии. Мюрат приказал драгунским полкам 5-го кавалерийского корпуса атаковать. Большая масса французов внезапно появилась перед союзной конницей.
Артиллеристы Никитина и 7-я прусская конная батарея встретила противника картечью, расстроив головную часть колонны неприятеля. Это дало возможность русским гусарам, прусским уланам и Бранденбургскому кирасирскому полку развернутся и атаковать французов.
В это же самое время, около двух часов пополудни, подошедшая австрийская артиллерия из корпуса графа Кленау, открыла огонь по французской пехоте занимавшей селение Либертволквлиц, а австрийская кавалерия ударила во фланг кавалеристам Мюрата.
Дружная атака кавалерии Палена и Кленау окончательно расстроила ряды кавалерии Мюрата, которая начала отступать. Ее преследовали до Лаурбаха и Бухгейна. В тоже время французская артиллерия, прикрытая пехотой, продолжала вести огонь по кавалеристам союзников и нанесла им большой урон.
На левом крыле войск графа Палена гродненские гусары, казаки Иловайского 12-го и прусский конный ландвер сдержали польскую кавалерию до подхода 3-й Кирасирской дивизии. Неприятель прекратил атаки кавалерией а этом участке, и выдвинул значительные силы пехоты. Но попав под перекрестный огонь прусских батарей противник отошел на прежние позиции.
Командир 2-го пехотного корпуса генерал-лейтенант принц Евгений Вюртембергский, увидев это движение неприятельской пехоты, обратился к графу Палену за разрешением вступить в бой. Но Пален запретил, так как не видел смысла в дальнейшем развитии боя, который не имел никакой изначальной цели кроме рекогносцировки позиций неприятеля перед Лейпцигом.
Граф Витгенштейн намеревался ввести в бой свои основные силы, но в 6 часов пополудни получил приказ от главнокомандующего Шварценбнрга прекратить бой и отвести войска.
В бою при Либертволквлице обе стороны понесли большие потери. Французы потеряли до 600 человек убитыми и ранеными, в числе тяжело раненых были генералы Пажоль и Монмари. 4-й австрийский корпус графа Кленау хотя и подошел в конце сражения, понес большие потери от действия французской артиллерии – убито и ранено до тысячи человек.
О потерях русских и прусских войск сведений нет, но они были значительны. Известно, что только в одном Силезском кирасирском полку было убито и ранено 13 офицеров и 69 нижних чинов.
***
Главнокомандующий Богемской армией князь Шварценберг не оставлял намерения сблизится с Силезской армией генерала Блюхера. А Блюхеру предлагалось вместе австрийским корпусом Гиулая наступать на Линденау. Но Блюхер отверг это предложение, и предпочел двинутся к Лейпцигу кратчайшей дорогой через Шкейдиц.
Союзные монархи расценили бой у Либертволквлице как значимую победу и требовали от Шварценберга направите все вверенные ему войска прямо к Лейпцигу.
Наполеон с гвардией прибыл в Лейпциг в полдень 14 (2) октября. В городе была суматоха. Прибывало много раненых из под Вохау, оттуда доносилась сильная канонада. Французский император остановился вне городской черты, к северу от вюрценской дороги. К нему непрерывно подъезжали офицеры с докладами от Мюрата о ходе боя. Всю вторю половину дня к Лейпцигу подходили войска Старой и Молодой гвардии.
Французские войска вице-короля Итальянского Евгения Богарне оставили реку Изонцо и отступили к реке Адидже. Сам вице-король прибыл в Лейпциг.
Отряд генерала Теттенборна занял Бремен
Отряд генерал-майора Теттенборна вошел в Бремен. Французский гарнизон под командованием подполковника Девельяна накануне подписал капитуляцию, по которой сдавал русским войскам город а сам с оружием и обозами отходил к Рейну. Французы дали обещание в течение года не воевать против войск союзников.
Французский отряд численностью 1200 человек оставил Бремен. Вслед за ними в город вошли казаки. Жители Бремена устроили русским и прусским кавалеристам торжественную встречу. В городе были захвачены 16 орудий, большие склады с оружием амуницией и продовольствием и много различного товара. Большинство товара было продано с торгов, а несколько сот фур с мундирами, сукном, табаком и колониальными товарами отправлены в Мекленбург. 110 тысяч франков было роздано среди солдат отряда, а 150 тысяч франков отправлено в главную квартиру российского Императора Александра I.
Большая часть швейцарцев не ушла с французами, а изъявила желание поступить на службу к союзникам. Бременцы пополнили прусский отряд Люцова.
***
Отряд генерал-майора барона Крейца прибыл в Мучен и взял замок Губертсбург. К Вурцену послан отряд полковника барона А.Л. Беннигсена, который остановился в крепости Мюльбах.
Король Баварский Людвиг I объявил войну Франции.
События дня минувшего 13 октября (1 октября) 1813 года
Источники:
1. Генерал М. Богданович. История войны 1813 года за независимость Германии по достоверным источникам. Санкт-Петербург, 1863 год. Том 1
2. Описание войны 1813 года сочиненное генерал-лейтенант Михайловским-Данилевским. 1840. Часть первая.
3. Журнал военных действий российской императорской и королевско-прусской армий в 1813 году. 1829.
4. Хронологический указатель военных действий русской армии и флота. Том 2. 1801-1825 г.г.
Материал подготовил обозреватель Александр Лир
{loadposition zakladki} {loadposition yandex} {loadposition diradv1}