9 октября (27 сентября по старому стилю) 1812 года.
Летучий армейский партизанский отряд полковника князя Кудашева разгромил неприятельские отряды бригадных генералов Бомона и Бувье при селе Никольском.
Князь Кудашев с вверенными ему двумя казачьими полками, общей численностью до пятисот человек, получил сведения о нахождении в селе Никольском более 2,5 тысяч французских фуражиров с прикрытием из шести эскадронов конницы по командованием генералов Бомона и Бувье.
Несмотря на большое численное преимущество противника, князь Кудашев решил напасть на него. Одну сотню он направил в тыл неприятеля, а сам с фронта атаковал с основными силами. Удар казаков был стремительным и неожиданным для неприятеля. Французы, не зная численности атаковавших их казаков, были смяты и обращены в бегство. Потери неприятеля составили более сотни убитыми и еще около двухсот пленными, остальные были рассеяны по окрестностям.
Генерал-лейтенант граф Витгенштейн отрядил из состава своего корпуса несколько отрядов для истребления неприятельских партий. Отряд полковник Родионова 2-го разбил несколько неприятельских отрядов. В соответствии с рапортом, были истреблены полностью 3-й легкий полк 2-й кавалерийской дивизии, в плен захвачены подполковник и 184 рядовых, убито 8 офицеров и более 400 рядовых. Казаки захватили добычу: 300 лошадей, 40 бочек вина, тысяча печеных хлебов, муки и овса до 5 тысяч четвертей и 100 голов рогатого скота.
Авангард корпуса генерал-лейтенанта Воинова под начальством генерал-майора графа Орурка вытеснил австрийский авангард под командованием фельдмаршал-лейтенанта Моора из Лихосельцев.
Для борьбы с мародерством чинимым русскими войсками местным жителям вокруг Тарутинского лагеря генерал-фельдмаршал Кутузов издал 9 октября (27 сентября) дополнение к приказу №35:
…Дошло до сведения моего, что в окружности лагеря жители оставили дома свои, избегая от насилия и грабежей, чинимых приходящими к ним ратниками и фурлейтами для фуражирования, которые, не будучи довольны с охотою предлагаемым жителями фуражем и хлебом, разбредшись по домам, разбивают клети, сундуки и уносят все, что в них находят, истребляя притом до основания всю их хозяйственность. Входя в бедственное положение сих несчастных жителей, угнетаемых своими соотечественниками, строго предписываю г.г. корпусным командирам и ополчения начальникам принять наистрожайшие меры, чтоб посылаемые фуражиры отнюдь не выходили из мест расположения без надежного чиновника, коему подтверждать всемерно охранять поселян от насилия под опасением неминуемого взыскания и за малейшие обиды, сделанные его подчиненными; с чем вместе дать предписании г.г. гевальдигерам о соблюдении вышеписанного порядка без упущения, в противном случае они уже подвергнут себя той ответственности, какой подлежать будут посылаемые из команды их фуражиры по всей строгости законов, что хотя и с сожалением, но должен я употребить для примеру и удержания от столь великих беспорядков…
События дня минувшего 8 октября (26 сентября) сентября 1812 года.
Источники:
1. Генерал-майор М. Богданович “История Отечественной войны 1812 года по достоверным источникам”, Санкт-Петербург, 1859 год. Том 2.
2. М.И. Кутузов. Сборник документов. Т. 4. Ч. 1. М., 1954
3. Генерал-лейтенант А.И. Михайлов-Данилевский. Описание Отечественной войны 1812 года. Ч.3. 1843г.
Материал подготовил обозреватель Александр Лир.
{loadposition zakladki}
{loadposition yandex}
{loadposition diradv1}