В последние месяцы вокруг Сирии разыграли предпоследний акт драмы о “жестокостях политического режима Башара Асада”. Последним актом станет попытка наконец-то взорвать Сирию изнутри при помощи иностранного вмешательства. И к этому сейчас тщательно готовятся.
Чтобы понять, что происходит сейчас в Сирии, нужно хотя-бы приблизительно понимать логику западных военных и спецслужб. Именно они, а не политики, уже срежисировали последний акт пьесы, имеют по-западному четкие и логичные планы сокрушения Сирии. Разумеется Сирии, а не режима Башара Асада. Все ведь прекрасно понимают, что Западу не нужна сильная, независимая Сирия, а необходимо еще одно марионеточное государство в сердце региона, которое ослабит влияние Ирана.
Начну с того, что военный план Запада в Сирии является страшной-престрашной тайной. Но… В командовании вооруженных сил практически любой страны (в том числе и Сирии) прекрасно понимают в чем он заключается. Более того, не смотря на то, что планы западных военных довольно гибкие и многовекторные, до сих пор в Сирии они по-настоящему использовали только одно стратегическое направление – Идлеб-Хама-Хомс. И здесь, вероятно, стоит пояснить, что же имеется в виду.
Дело в том, что военная операция в Сирии уже давно идет. Участниками военных действий являются израильские и турецкие спецподразделения, сирийские и иностранные исламисты, дезертиры и уголовники, ну и на последнем месте сирийская политическая оппозиция (весьма разношерстная). И все они, часто сами не зная того, являются звеньями военной стратегии Запада в регионе.
Стратегия была избрана в качестве основной еще весной 2011 года. С тех пор она менялась лишь в деталях. Чтобы понять в чем она заключается необходимо взглянуть на карту Сирии. Для того, чтобы успешно взорвать страну изнутри необходима база – город или целый регион. В Ливии эту роль сыграл Бенгази. Правда в силу удаленности от основного центра командованию НАТО неоднократно пришлось менять главное стратегическое направление в ходе военной кампании. После неудачных попыток пнуть мятежников в наступление вдоль залива Сидр, сначала была сделана ставка на Мисрату, а затем на западное ливийское нагорье, откуда при помощи НАТО и был взят Триполи.
В Сирии ситуация и сложнее и проще. Проще потому, что база для “освобождения мирных жителей” готова в центре западной, густонаселенной, части страны, а сложнее потому, что туда еще нужно добраться. Хомс – единственный город в Сирии, где существуют целые исламистские кварталы без государственной власти и полиции. Здесь господствует кланово-религиозная иерархия, а “семейные” банды контролируют изрядную часть города. С началом вмешательства Запада город захлестнула волна преступности. Хомс – это вулкан который уже начал извергаться, но еще не взорвался.
Чтобы проникнуть в Хомс – почти в центр страны – необходим “коридор”. В такой коридор уже долгие месяцы пытаются превратить провинцию Идлеб (Идлиб). К северу и к югу от нее находятся жестко контролируемые властями провицнии Латакия и Алеппо. Это самые густонаселенные провинции, и здесь Башара Асада поддерживают больше всего. Идлеб поддерживает действующего президента лишь частично. Хомс – слабо. Вот через Идлеб в Хомс и лежит дорога натовских стратегов. Другого такого удобного направления просто нет! Специально для вторжения на границе с провинцией Идлеб созданы лагеря так называемой “Сирийской свободной армии”.
Летом 2011 года исламисты, при помощи подготовленных в Турции боевых групп, захватили город Джиср эш-Шугур в провинции Идлеб. Коридор на время открылся. Именно тогда оружие, боеприпасы и деньги потоком хлынули через провинцию Идлеб в Хомс. Но сирийская армия начала в Джиср эш-Шугуре масштабную спецоперацию. За несколько дней боевики были выбиты из города. Западные информагентства тогда взахлеб стали рассказывать о зверствах военных и толпах беженцев в Турцию. Беженцы действительно были, но некоторые из них рассказывали то, что почти не попадало в СМИ. Боевики в городе, как и армия, использовали минометы и артиллерию, абсолютно не смущаясь гибелью гражданских лиц.
Открыть коридор через провинцию Идлеб снова удалось только осенью. Но действия сирийских войск и полиции блокируют масштабные поставки оружия и боеприпасов. Именно поэтому сирийские правозащитники, сидящие в Лондоне и сочиняющие цифры погибших от действий армии и полиции “мирных жителей”, заговорили о так называемых “гуманитарных коридорах в Сирии” для беженцев. На политическом уровне идею озвучил министр иностранных дел Франции Аллен Жюппе и одобрил Госдеп США в лице Хиллари Клинтон. Создание “гуманитарных коридоров” подразумевает под собой образование зон не подконтрольных сирийским войскам и правоохранительным органам. Это позволило бы Западу активизировать боевые действия в Сирии якобы без внешнего военного вмешательства.
В последнюю неделю обстановка в провинции Идлеб осложнилась. В разы(!) увеличилось количество попыток пересечь границу вооруженными группами. Все их предотвратить сирийская армия не может. 29 и 30 ноября на границе шли постоянные перестрелки. Боевики связывают подразделения пограничников боем, и под его прикрытием перебрасывают группы так называемой “Сирийской свободной армии” на территорию Сирии. 1 декабря на турецко-сирийской границе был зафиксировано самое масштабное боестолкновение с использованием минометов и артиллерии с обоих сторон. Именно 1 и 2 декабря большие силы “свободной армии” проникли в административный центр провинции – город Идлеб. В ночь на 3 декабря на улицах Идлеба завязались бои с полицией и войсками. Столкновения продолжались до сегодняшнего утра, и, судя по всему, будут продолжаться и далее. Информагентства обеспечили информационную поддержку – сообщили об очередной партии жертв среди мирного населения от действий сирийской армии.
Последние события показывают, что главное стратегическое направление “Идлеб-Хама-Хомс” не просто остается для западных военных актуальным, но и приобретает еще большую значимость. Поэтому именно здесь будут происходить важнейшие события в ближайший месяц. Из этого следует простой вывод – если сирийская армия удержит контроль над провинцией Идлеб, значит удержит и Сирию.
Обозреватель Кирилл Карпов
{loadposition zakladki}